Винцент Иванович Дунин-Марцинкевич - "дудар" зямлi беларускай
Звяртайце увагу не на багацце,
А на сэрца, навуку i славу людзей.
В. Дунiн-Марцiнкевiч
Родился Винцент Марцинкевич 4 февраля 1808 года в фольварке Панюшковичи Бобруйского повета Минской губернии в шляхетской семье. Был крещен двойным именем Винцент-Якуб одной водой, т.к. мальчик родился очень слабым. Через несколько месяцев его окрестили еще раз с использованием всех обрядов.
Учился Винцент в Бобруйском уездном училище, затем продолжил учёбу в Вильне на медицинском факультете Виленского университета, по другим данным - в Санкт-Петербурге. Старший научный сотрудник Института литературы НАНБ Язеп Янушкевич обнаружил в архивах следующий документ: в 1819 году мать писателя отвечает на запрос о родовых документах сына: «Викентий Марцинкевич находится в Санкт-Петербурге, на попечении бискупа римско-католических костелов Богуш-Сестренцевича. А документы находятся у дяди в Слуцком уезде, я их вам и отсылаю». В Санкт-Петербурге Винцент поступил в медико-хирургическую академию. Проучился он в академии недолго. Когда на практике попал в покойницкую, «при вскрытии обомлел». Историки предполагают, что далее обучение было домашним.
С 1827 года будущий классик белорусской литературы служил в Минской епархиальной консистории, Минской палате криминального суда, мелким чиновником в различных учреждениях.
Двойную фамилию приобрёл во взрослом возрасте, до 1832 года ни в одном документе не упоминается «приставка» Дунин, все документы отца, матери, брата и других родственников упоминают только фамилию Марцинкевич. Впервые «Дунин-» появился в документах Минского дворянского депутатского собрания, где молодой Викентий «доказывал» своё дворянское происхождение.
В ноябре 1835 года по подозрению в подделке дворянских документов и королевских печатей был арестован и находился под домашним арестом, на городской гауптвахте и около недели в Минском тюремном замке. Вернулся на работу в духовную консисторию только через 4 месяца, в феврале 1836 года, где в объяснительной о таком большом прогуле написал только о домашнем аресте, скрыв факт заточения в тюрьме. В итоге расследования был оставлен в «сильном подозрении».
В 1840 году оставил службу, приобрёл фольварк Люцинка около Ивенца Воложинского района, который стал для него местом постоянного жительства до конца дней. Однако он продолжил много времени проводить в Минске, в среде демократической интеллигенции.
Винцент Дунин-Марцинкевич - классик белорусской литературы, поэт, драматург, просветитель – был щедро одаренным природой человеком. Таланты его были многогранны – он ставил спектакли, где сам был режиссером, актером, музыкантом, хорошо танцевал и пел. Его творчество оказало большое влияние на формирование белорусского литературного языка, определило его демократичный характер, внимание к жизни простого человека.
Литературная деятельность началась с 1840-х годов. Писал на белорусском и польском языках. К сожалению, до наших дней не дошли его первые произведения. Творческую деятельность начал с оперных либретто. Как драматург и актер дебютировал в Минске, поставив оперетту «Рекрутский еврейский набор» (1841 г) в одной из главных ролей.
В 1846 году в Вильне напечатано его драматическое произведение «Сялянка» («Идиллия»), в котором селяне говорят по-белорусски. Уже в этом произведении появляется основная мысль, которая проникает и в дальнейшие произведения Марцинкевича. Это — вопрос об отношении помещиков к крестьянам. Он обращается к владельцам крепостных крестьян и советует помнить, что у Бога нет разницы между крестьянами и панами. Опера поставлена в 1852 году на Минской сцене, где он сыграл роль Наума Приговорки (отсюда его псевдоним).
Активная литературная и театральная деятельность требовала больших затрат. Возможно, поэтому в 1847 году фольварк Люцинка им был заложен в Минском приказе государственной опеки сроком на 26 лет за 700 рублей серебром. Почти до конца жизни ему нужно было выплачивать большие проценты.
В 1850-е годы разрабатывал новые жанровые формы – повести, баллады в поучительном духе («Вечарніцы»,1855, «Купала», 1856, «Шчароўскія дажынкі», 1857, «Травіца брат-сястрыца» і «Быліцы, расказы Навума», 1857). В этих произведениях соединились романтический интерес к народным обрядам, традициям и реалистичное желание перенести их на почву реальной жизни, образы народных легенд, сказок. У него сформировался своеобразный метод романтичного этнографизма, который соответствовал начальному этапу развития белорусской литературы XIX века.
Особого внимания заслуживает театральная деятельность Винцента Дунина-Марцинкевича. Его стараниями в конце 1840-х годов был создан первый белорусский театральный коллектив. В историю белорусской культуры он вошел под названием Театр Дунина-Марцинкевича. Увлечение театром пришло к Дунину-Марцинкевичу очень рано, ещё в то время, когда он жил в Петербурге и Вильне. Не пропускал он ни одного спектакля и в Минске. Вероятно, с этого зрительского увлечения и начался Марцинкевич-драматург, режиссёр и актёр. Под влиянием спектаклей русских и польских трупп у него родилась мысль создать свой, отличительный, белорусский театр. В труппу театра входила семья писателя, соседи, ученики местной школы, знакомые и крестьяне. Театр выступал преимущественно в фольварке Люцинка. Репертуар состоял из пьес, написанных самим драматургом. Театр был синтетическим и вбирал в себя разные виды сценического творчества: драматическое, вокально-музыкальное и танцевальное искусство. Он наследовал традиции народного сценического искусства и был центром демократической культуры. Театр Дунина-Марцинкевича пробуждал национальное самосознание зрителей. Первая постановка комической оперы «Селянка» («Идиллия») состоялась 9 февраля 1852 года, а на театральных подмостках открыто прозвучало белорусское слово. Эта дата и считается отправной в возникновении белорусского сценического искусства. После первого представления спектакль был запрещен властями и в дальнейшем ставился в Минске и белорусских местечках нелегально. Театр существовал до 1856 года.
В 1866 году была написана комедийная пьеса «Пiнская шляхта», в которой автор раскрывает паразитическую сущность царских чиновников, высмеивает кастовую ограниченность пинской шляхты.
В 1870 году выходит еще одна пьеса нашего земляка – «Залеты», в которые простые селяне говорят по-белорусски, а паны – на польском языке.
Вместе с писательской деятельностью Дунин-Марцинкевич активно занимался и просветительской работой — организовывал белорусские школы, собирал фольклор, записывал разговорный язык. У него в доме собиралась вся минская интеллигенция, где обсуждали состояние белорусской культуры и литературы.
Умер 21 декабря 1884 года. Похоронен на кладбище в Тупальщина (в. Падневичи, недалеко от Лютинки), ныне Воложинский район.
Драматург, поэт, актер, организатор театрального дела, просветитель — в каждой из этих сфер он оставил весьма значительный и глубокий вклад. Поэтому с декабря 1977 года наш театр носит имя В. И. Дунина-Марцинкевича.
В 1997 году по решению исполнительного комитета Бобруйского городского совета депутатов трудящихся был установлен бюст В. И. Дунину-Марцинкевичу у здания учреждения культуры «Могилевский областной театр драмы и комедии им. В. И. Дунина-Марцинкевича». Выполнен он из белого мрамора.
Фотография 1. Бюст В. И. Дунину-Марцинкевичу,
ул. Социалистическая, 105.
Начиная с 1998 года в нашем театре проходят фестивали национальной драматургии имени создателя театра современного типа, нашего земляка, чье имя гордо носит театр. Первый фестиваль прошел накануне 190-летия со дня рождения зачинателя новой белорусской драмы. Он позиционирует творчество именно белорусских авторов, помогает популяризировать отечественную современную и классическую драматургию, расширяет географию ее постановок на сценах, позволяет осмыслить и проанализировать существующее положение национальной драматургии и ее место в репертуаре театра. Помимо этого, основной идеей проведения Республиканского фестиваля национальной драматургии им. В.И. Дунина-Марцинкевича является сохранение и популяризация лучших достижений отечественного и зарубежного театрального искусства.
Винцент Иванович был католической веры. Поэтому бобруйские католики решили увековечить его память. Исходя из того, что костел, в котором крестили будущего писателя, не сохранился, ксендз Юрий Быков принял решение установить мемориальную доску в его честь в действующем костеле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Красивый и сакральный памятный знак, который органично вписался в обновленный интерьер костела, сделал скульптор В. Янушкевич. Установили мемориальную доску на ближайшей ко входу правой колонне. Ее открытие было включено в список государственных мероприятий по празднованию 200-летия со дня рождения В. И. Дунина-Марцинкевича. А солнечным воскресным днем 3 февраля 2008 года в переполненном верующими бобруйском костеле архиепископ Т. Кондрусевич после молитвы открыл и освятил мемориальную доску в честь знаменитого земляка.
Фотография 2. Мемориальная доска в честь В. И. Дунина-Марцинкевича
в костеле Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии
Также в 2008 году по решению исполнительного комитета Бобруйского городского совета депутатов был установлена бюст В. И. Дунину-Марцинкевичу на территории государственного учреждения культуры «Парк культуры и отдыха г. Бобруйска.
Фотография 3. Бюст В. И. Дунину-Марцинкевичу,
ул. Интернациональная, 45
раскрыть » / « свернуть